Виктор Васнецов

1848 — 1926

ftyeye5yetyw

В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат также посвятил свою жизнь служению Богу.

fdy5uyrdue5y

«Будущая ваша жизнь принадлежит и Богу, и людям. Не познав божественного, вы не сможете быть полезными людям. Не познав человеческого, не сможете служить Богу». Эти слова ректора духовного училища на всю оставшуюся жизнь запали в душу мальчика.

fdty4yte4sty4w3

Самый любимый урок — рисование. И вовсе не потому, что учитель добр. Все знают: он не кричит, не ругает, не наказывает. Вот ученики на его уроках разве что на головах не ходят. Все, кроме одного — Виктора Васнецова. Он старательно рисует… куб. Замечает все: какие тени на нем, какие — от него. Но урок быстро кончается. Все ученики мгновенно исчезают из класса. Все, кроме одного. Он снова и снова рисует…
Художники — все без исключения родом из детства. Оно — ключик к их душе, ключик к пониманию их творчества.
ret4yeyte4ty
Учителю понравился старательный ученик, и он пригласил его в свою мастерскую. Учил, объяснял, показывал — приобщал к тайнам иконописи.
et4eyu5eur5uy
Здесь же, в училище, юноша впервые прочел великую книгу — «Слово о полку Игореве».
Заметил старательного юношу и сам ректор, вызвал к себе.
 — Священников на русской земле много, а Рублев один! — сказал он и благословил юношу на занятия живописью.
Виктор Васнецов приехал не покорять Петербург, а учиться мастерству живописца. Течение времени у художника измеряется особенным образом. От рисунка до полотна, от картины до портрета, от портрета до пейзажа…
Васнецов делает иллюстрации к «Русской азбуке для детей». Сразу обращает на себя внимание Крамского. Его оценка для любого художника более чем важна. Крамской советует продолжить выбранное направление, но Васнецов уже замыслил нечто иное…
dt4w3yte4ye
…»Богатыри». Застава. Хранители земли Русской. Илья Муромец в седле сидит спокойно, основательно. Даже ногу из стремени вынул. Добрыня Никитич весь в напряжении, в возбуждении. Кажется, в любую секунду готов сразиться с врагом. И его конь грозно раздувает ноздри, того и гляди копытом бить начнет. Алеша Попович, на первый взгляд, тих и скромен. Даже застенчив. Но рука его стрелу в луке наготове держит. И конь такой же — голову склонил, вроде травку пощипать собрался, а сам в любое мгновение готов сорваться с места в карьер. Вот таковы они, три богатыря — три характера. Не пустят врага на землю Русскую!
et4yte4y4ew
Но «Богатыри» появятся значительно позже. Вначале будет «Аленушка». Васнецов совершил почти невозможное: органично соединил детскую сказку с русскими иконописными традициями. Сказочная икона и вместе стем предельно реалистическое полотно. Яркое, красочное.
Подобное соединение, казалось бы, несовместимо по стилю и смыслу понятий будет еще не раз приносить успех его работам.
sdtr4e6y6
«Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь…» Не случайно художник не показывает нам лица «Витязя на распутье». Потому что любому человеку свойственно время от времени задуматься о своей судьбе, сделать выбор — как рыцарю, стоящему перед камнем. Так что же предпочесть? Жизнь или смерть? Честь или бесчестие?
Творческая жизнь Виктора Васнецова была похожа на полет сказочного, былинного витязя, мчащегося на коне.
eys5ey4eye4
Но творческая судьба и обыденная жизнь почти никогда не совпадают. Жизнь художника Виктора Васнецова отнюдь не была такой же яркой, как его полотна. Она заполнена каждодневным, изнурительным трудом.
fdty4yes5ue5y
Эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова. Фриз «Каменный век» для Исторического музея. Да еще росписи церквей. «В русской живописи его роль равноценна и равнозначна роли Пушкина (в русской классической литературе): он обрел живую красоту там, где иные не видели ничего» — так писал «Вестник знаний» уже после ухода художника из жизни.