Степан Осипович Макаров

1849 — 1904

reta345ye45yt

Заветной мечтой этого путешественника было проплыть по Северному Ледовитому океану. Он смотрел на карту северного побережья страны и горевал: со сколькими странами можно было бы торговать, сколько товаров перевезти, будь у русских моряков возможность свободно плавать в этих суровых водах. И другая выгода — проводить военные суда не вокруг Европы, Африки и Азии, а кратчайшим и безопасным путем.

ert4ye5sy4t

Но для этого нужен был ледокол, и бывалый моряк Макаров изобретает ледокол. В Географическом обществе он выступает с докладом: «Действительно ли льды Ледовитого океана могут быть взламываемы, или же техника не доросла еще до этого?».
Несколько иностранных компаний состязались за право воплотить в жизнь проект мореплавателя, но победили в конце концов англичане.
erysy54yesy4
Степан Осипович часто приезжал в Англию, чтобы посмотреть, как движется дело. Впрочем, работа шла полным ходом. Макаров лично проверял, не даст ли корабль течь, не лопнет ли от напряжения обшивка, крепко ли прилажена броня. В первое плавание «Ермак» (так назвали первый ледокол) пошел под командованием своего создателя. Нос корабля легко взламывал лед Финского залива, и «Ермак» благополучно пришел в Кронштадт.
ety4545uj45y
В порт поступило сообщение, что недалеко от Ревеля застряли во льдах суда. Вместе с ними оказался в морском плену и ревельский ледокол, присланный им на помощь. «Ермак» отправился на выручку. Пробив ледовый панцирь, он вывел «пленников» в свободные воды, проложив им путь в Балтийское море.
В 1899 году броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» зажало льдами. Только что построенный «Ермак» участвовал в спасении броненосца и сразу окупил расходы на свою постройку, поскольку «Апраксин» стоил в четыре раза дороже «Ермака».
ret4ye5yh34
До самой весны ледокол сопровождал суда, которые зимой не могли выходить в море.
Все настолько уверились в достоинствах «Ермака», что его даже предлагали отправить через Ледовитый океан в Берингов пролив. Макаров считал, что подобный переход связан со слишком большим риском. Он начал готовиться к другой экспедиции — по неизведанным местам Северного Ледовитого океана.
Чиновники, к которым С.О. Макаров обратился за разрешением на экспедицию, спросили совета у известных путешественников. Те заявили, что плавание по Ледовитому океану не принесет ничего нового российской науке. Макарову отказали.
45at43yergwe
Но упрямый адмирал верил в задуманное дело и продолжал добиваться своей цели. В конце концов снарядили новую экспедицию: она должна была проверить, можно ли пройти из Северного Ледовитого океана в сибирские реки Енисей и Лену.
При подходе к Новой Земле ледокол попал в тиски огромных льдин, из которых не смог выбраться. Пришлось остановиться и лечь в дрейф.
Целый месяц ледокол «Ермак» провел во льдах, но путешественники продолжали заниматься научной работой.
ret43ya4tw43tr
Ледокол, построенный Макаровым, первым из русских кораблей подошел к Земле Франца-Иосифа, и его моряки первыми смогли высадиться на ее берег.
Потом Макаров попытался прорваться сквозь льды в Карское море, но, увы, «Ермак» не смог ни расколоть ледяные глыбы, ни обойти их. И тогда командир приказал поворачивать назад.
Поскольку цель экспедиции не была достигнута, Макарова отстранили от командования ледоколом. Корабль передали управлению портов, чтобы он проводил суда в Балтийское море.
«Ермак» вывели из эксплуатации лишь в 1963 году. Модель его хранится в Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
ret4ey54y34
Во время русско-японской войны вице-адмирал Макаров командовал Тихоокеанским флотом и успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура. Под его руководством русский флот перешел к активным наступательным действиям. Но вскоре вице-адмирал погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.
erta4wehy5e
В 1913 году в Кронштадте Степану Осиповичу Макарову был поставлен памятник (работы Л.В. Шервуда).