Серафим Саровский

(1759 — 1833)

detgery54sy45st

Преподобный Серафим — один из самых почитаемых на нашей земле святых. Еще при жизни его знала и чтила вся Россия.
Став иеромонахом, отец Серафим поселяется в глухом лесу, где начинается его непрерывное духовное восхождение: подвиг пустынножительства, подвиг столпничества (молитвенного стояния на камне) в течение 1000 дней и ночей; затем подвиг молчальничества, подвиг затворничества и, наконец, подвиг старчества, когда в течение восьми лет, вплоть до кончины, старец делится с миром дарами Святого Духа: дарами любви, прозорливости, чудотворения, духовного учительства.


В городе Курске жил мальчик Прохор. Семья была купеческая, и фамилия соответствующая: Мошнин. Ведь купец — всю жизнь мошну набивает: подешевле купит, подороже продаст — барыш получит. Смотрит на все это Прохор — и тяжело ему от мысли, что и его жизнь может стать заложницей мошны.

t4ye5s4weytw4
А если не для мошны создан человек — для чего тогда? Поселился этот вопрос в душе мальчика и не уходит, мучает его. Собрался вокруг Прохора кружок — человек шесть-семь купеческих сыновей. Они вместе читали Евангелие, обсуждали прочитанное. И надумали уйти в монастырь.
По благословению родителей, отправились друзья в Киев, в знаменитую Киево-Печерскую лавру. Там Прохора на подвиг монашества благословил старец Досифей. Он и место ему указал — Саровскую пустынь в глухих северных лесах.
54awyhrtfjergr
И вот 19-летний Прохор, стройный, сильный и красивый юноша, прибывает в Саровскую обитель и становится иноком Серафимом.
Здесь он и узнал ответ на мучивший его в детстве вопрос. Когда позже ему, уже знаменитому старцу, тот же вопрос задал исцеленный им от «неизлечимой» болезни помещик Н.А. Мотовилов, батюшка ответил ему:
«Цель жизни христианина — стяжать благодать Святого Духа».
Непонятно? Вот и Мотовилов не понял поначалу. А батюшка пояснил. «Стяжать» — значит собрать, приобрести. «Благодать Святого Духа» — помощь Божия, которая ощущается человеком как особый свет, особый мир в душе, особая радость и теплота — и все это вместе ни на что земное не похоже. Вот и приходится говорить: «особый», «особая».
ret4tw34teu5r6
Эта благодать Святого Духа и делает невозможное возможным: мертвых воскрешает, время упраздняет, пространство стягивает, больных исцеляет.
О, скажете вы, я тоже хочу стяжать эту самую благодать Святого Духа. А что для этого нужно? Вот и Мотовилов тоже спросил об этом батюшку.
«Стяжите благодать Духа Святого молитвой и добрыми делами», — был ответ.
А теперь предоставим слово самому Мотовилову:
sdtwete4y4et
«Тогда я спросил:
 — Каким же образом узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?
Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
 — Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
 — Не могу, батюшка, смотреть, — отвечал я, — лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
 — Я только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи, удостой его ясными глазами видеть то соотношение Духа Твоего, которым ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!..» Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!
4y54yehyeyew4
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня благоговейный ужас. Представьте себе: в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца…»