Семен Иванович Челюскин

ок. 1700 — после 1760

Семен Иванович Челюскин

Семен Иванович Челюскин происходил из небогатого дворянского рода. Отец отдал его в основанное Петром IСемен Иванович Челюскин морское училище, называвшееся тогда Навигацкой школой. Программу обучения в школе Петр разработал самолично.

Семен Иванович Челюскин

Определенных сроков прохождения курса не существовало: некоторые осиливали науки за четыре года, другие — за пять-шесть лет. Успевающим ученикам из бедных семей выдавали так называемые «кормовые деньги» — от 3 до 12 копеек в день. По тем временам это была немалая сумма, так что воспитанники даже помогали своим семьям. За лень или непослушание могли лишить денег. В школе существовали и другие наказания: порка, стояние под ружьем. С богатых воспитанников за прогулы брали штраф.

Семен Иванович Челюскин

Учиться в школе было трудно, там преподавали учителя-англичане, плохо знавшие русский язык. Они ничего не объясняли, требовали зубрежки, да и учебники были неважные.
Однако, несмотря на недостатки учебного процесса, из числа воспитанников школы вышли первые русские инженеры, артиллеристы, гидрографы и геодезисты. Из морской школы особо одаренные ученики могли перейти в Морскую академию.
Семен Иванович Челюскин
Челюскин, с отличием закончив Морскую академию, был зачислен на службу во флот.
Он был включен в состав второй Камчатской экспедиции, план которой составил сам Витус БерингСемен Иванович Челюскин. Исследователям предстояло дойти до американских берегов и наладить торговлю с местными жителями. Челюскина включили в состав отряда Прончищева, задача которого была описать западные берега от устья Лены.
Путешествие оказалось нелегким, потому что членам экспедиции самим приходилось заботиться о снаряжении и пропитании. По мере продвижения на восток путь становился все более трудным. Местные жители не желали отдавать пришельцам лошадей и снабжать их продуктами.
Приходилось плыть, огибая льды, каждую минуту рискуя потерять корабль. В довершение всех несчастий в команде началась цинга, стали умирать люди.
Неожиданно судно налетело на подводную льдину, но Челюскин не бросил управления. Чтобы избавиться от лишнего груза, путешественники выбросили за борт пушки и тяжелые вещи, однако и это не помогло: корабль шел ко дну.
К счастью, ударил сильный мороз. Сначала несколько человек по тонкой ледяной корке отправились к берегу, а затем и вся команда благополучно добралась до суши.
Семен Иванович Челюскин
Но на вмерзшем в лед корабле осталось продовольствие, без которого отважных путешественников ждала гибель. Тяжелые ящики и мешки таскали почти полмесяца, а потом подул сильный ветер, который унес льдину и судно с оставшимися продуктами.
Челюскин, подсчитав запасы, сделал вывод, что на зимовку еды не хватит. К тому же матросы начали роптать.
Командир принял решение идти к уже обжитой зимовке: там остались небольшие запасы продовольствия.
Семен Иванович Челюскин
Сначала дорога казалась легкой, и люди повеселели. Но неожиданно путь преградила бурная река, по которой плыли льдины. Перебраться через нее не удалось, пришлось целый месяц строить переправу, по которой наконец удалось перейти на другой берег и перенести снаряжение.
Семен Иванович Челюскин не хотел зря губить людей и по возвращении доложил начальству, что продолжать исследования невозможно. Было решено осваивать сибирские берега «сухим путем».
Семен Иванович Челюскин
За свой труд ни Семен Иванович, ни другие члены экспедиции не получили никаких наград. Позже Челюскина произвели в капитан-лейтенанты. Он вышел а отставку в чине капитана 3-го ранга. Скончался в своем имении. Точная дата его смерти неизвестна.