Ползунов Иван Иванович

(1728 — 1766)

dhjhsrtjrehhtrrtre

Механик, теплотехник. Один из первых изобретателей парового двигателя для заводских нужд. Создал проект первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия.

Когда главному «механикусу» Екатеринбургского завода Никите Бахореву потребовались смышленые помощники, к нему привели учеников арифметической школы. Выбор пал на Ивана Ползунова, солдатского сына. По уставу уральских заводов обязанностей у механиков было много. Главным двигателем, приводившим в действие все заводские механизмы, было водяное колесо. На Екатеринбургском заводе таких колес крутилось более полусотни. Среди них встречались гиганты, высотою с двухэтажный дом.

dfh5yjyfuktty

А на европейских мануфактурах и фабриках уже гудело пламя, шипел пар «огневых машин». Царь Петр I выписал паровую машину из Англии для устройства фонтанов в Летнем саду. И практически все первые паровые машины применялись лишь для подъема и откачки воды.
Механик Иван Ползунов весною 1763 года подал записку с проектом паровой машины, которая в заводских цехах «по воле нашей, что будет потребно, исправлять». Через год из Петербурга пришел ответ. Президент Берг-коллегии А.И. Шлаттер писал: «Сей вымысел за новое изобретение почесть должно». Но Ползунову опять предлагают использовать паровую машину… для подачи воды на водяное колесо!
trhj4hsgeggrhjh
А у механика готов новый самый передовой проект того времени — паровой двигатель будет приводить в действие все воздуходувные меха для плавильных печей. И работать он может непрерывно.
h5ehsy643serref
Ранней весной 1764 года на Барнаульском заводе Иван Ползунов приступает к постройке своей «огнедействующей машины» мощностью в 32 лошадиных силы, машины для привода воздуходувных мехов плавильных печей. Такой мощной машины в мире еще не было! И вот на заводском дворе уже возвышается здание «машинного дома» высотой в 20 метров. Казалось, успех близок.
hytidjyttyhthjhh
Но заводской лекарь свидетельствует, что у Ползунова «сделалось из гортани кровотечение». Иван Иванович Ползунов всего неделю не дожил до успешного испытания своего детища. Испытания «огневой машины» проводили ученики Ползунова — Д. Левзин и И. Черницын. Из-за аварии котла машина в ноябре 1766 года была остановлена и больше не применялась. В 1780 году машина и здание, где она стояла, были разобраны.