Николай Японский (Касаткин)

(1836 — 1912)

ds4wta43ty34t

Николай Касаткин сразу после окончания духовной семинарии был назначен настоятелем церкви при русском консульстве в Японии. В этой стране он прожил более 50 лет, до самой своей смерти.
Выучив японский язык, отец Николай проповедовал Евангелие японцам. Он перевел на японский язык Новый Завет и богослужебные книги; открыл в Японии несколько духовных училищ; построил несколько православных церквей. В 1906 году святитель Николай стал архиепископом Японским. Ко дню его кончины в 1912 году число православных японцев достигло 33 тысяч.

Прибыл молодой иеромонах в Японию в трудное время: проповедь христианства была здесь запрещена законом и каралась смертной казнью. Пришлось служить только для своих соотечественников при консульстве. Молодой иеромонах решил изучить японский язык и хорошо узнать новую страну — ее историю, культуру и верования.
erat34wt43wt34
Но русских учебников японского языка не было. А сами японцы боялись давать ему уроки. Наконец один смельчак нашелся. Усердие ученика было столь велико, что одному учителю было не под силу работать с ним — пришлось искать ему в помощь другого. Так стали поочередно ходить к отцу Николаю два, а потом и три преподавателя.
А ученик трудился по 14 часов кряду! Целых восемь лет ушло на учение! Зато результат был великолепен: отец Николай заговорил по-японски свободно. Когда языковая стена между русским пастырем и японцами рухнула, оказалось, что за ней стоит еще одна — та, что сложена из японских, совершенно отличных от наших, традиций и обычаев.
set4tgegestg
Вот, скажем, обряд похорон. Японцы с их буддистским культом предков обставляют похороны весьма пышно: с роскошной гробницей, флагами, нарядными фонарями на шестах. Так торжественно у нас в России совершается только перенесение мощей святого. И православные японцы стали жаловаться русским священникам, что соплеменники презирают их христианский похоронный обряд, говорят им:
 — Вы отправляете своих покойников, точно какой товар!
Или венчание. Один русский священник, служивший в Японии, вспоминал: «Много хлопот доставил обычай взаимного поцелуя; долго пришлось толковать новобрачным, как нужно сложить губы, что с ними делать; и священник, и катехизатор, сложив и вытянув губы, пресерьезно держали молодых за затылки и старались свести их лица для поцелуя, а молодые, не понимая, чего от них хотят, наивно пятились один от другого. У японцев даже родители не целуют своих детей».
Владыке Николаю приходилось учитывать все эти различия в традициях двух народов, чтобы не дать им стать преградой между ним и японцами. Во время Пасхи, например, владыка Николай «христосовался» со своей японской паствой по-японски: даря каждому расписанное пасхальное яйцо, он прибавлял к этому вместо троекратного обычного поцелуя ряд особых церемониальных японских поклонов.
ery45yu45y45y
И так было во всем. Владыка не ломал национальные обычаи, а уважительно взаимодействовал с ними. И японцы ценили это. Газеты написали, что владыка Николай знает Японию лучше самих японцев. Но все это было потом… А начало было трудным. Первым обращенным в христианство оказался не кто иной, как его ярый противник, служитель языческого культа по имени Савабе.
Напомним, что это происходило тайно, в условиях строгой конспирации. Савабе продолжал служить в своей кумирне. При этом он читал Евангелие, а для отвода глаз по ходу службы мерно постукивал в барабан, как полагалось по обряду.
 — Никто и не думает, что я читаю иностранную ересь, — заговорщически говорил он отцу Николаю.
Потом Савабе привел к отцу Николаю двух своих учеников.
ert423t34t34wt
По городу поползли слухи о тайной проповеди отца Николая. Ученикам угрожала опасность, они решили бежать. Предварительно отец Николай тайно крестил их. Савабе стал Павлом, двое других — Иоанном и Иаковом. Так в 1868 году было положено основание православия в Японии.