Дмитрий Степанович Бортнянский

1751. Дмитрий родился в городке Глухове в казачьей семье. Вскоре там открылась специальная школа для малолетних певчих, где он начал учиться. Эта школа готовила певцов для Придворной певческой капеллы в Петербурге.

dyreyerayew

1758. Дмитрий был отправлен в Петербург, где продолжил занятия пением и изучением теории музыки в Придворной певческой капелле под руководством М.Ф. Полторацкого и итальянского композитора Бальдассаре Галуппи, работавшего в Петербурге в 1763 — 1768 годах.

1769. После возвращения Галуппи в Италию, Дмитрий по его приглашению и с высочайшего позволения императрицы Екатерины II едет в Италию «пенсионером». Десять лет он учится в Италии, затем из Венеции переезжает в Болонью, оттуда в Модену, Неаполь, Рим. Сочиняет три оперы на древнегреческие сюжеты: «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий».

fdyte4wtgewrg

1779. Бортнянский возвращается в Россию, становится капельмейстером и руководит Придворным певческим хором. С этого времени и на протяжении 35 лет он пишет концерты для хора. Сочиняет романсы, песни. В Петербурге продаются его сочинения, роскошно изданные, с надписью — с «одобрения автора». Каждое издание его сочинений становилось ярким явлением в культурной жизни страны. Дмитрий Степанович, популярный композитор, становится завсегдатаем светских вечеров… Его приглашают в камерный «Вольный театр» К. Книппера, где он вместе с композитором Василием Пашкевичем участвует в оперных постановках.

hgjhersy6ryh

1783. Бортнянский — капельмейстер и клавесинист при дворе будущего императора Павла Первого. Дает уроки музыки и супруге наследника — Марии Федоровне. Сочиняет оперы: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник», выпускает альбом с сонатами для клавесина, сборник французских романсов. Романсы Бортнянского становятся его визитной карточкой, он вхож в лучшие дома и салоны Петербурга. Он сближается с образованнейшим человеком того времени графом А.С. Строгановым, покровительствующим многим российским талантам. Дмитрий Степанович вступает в Музыкальный клуб, знакомится со знаменитыми писателями:Д.И. Фонвизиным, Г.Р. Державиным, М.М. Херасковым.

fdgteryhehg

1790. Композитор пишет инструментальные произведения: Концертную симфонию, Квинтет, Квартет для фортепиано, пять сонат, три сонаты для скрипки и фортепиано. Эти произведения интересны своим инструментальным составом. Например, в Квинтете участвуют скрипка, виола да гамба, виолончель, арфа и клавир. В Концертной симфонии к ним добавлены вторая скрипка и фагот — это продиктовано составом любительского придворного ансамбля, для которого и написаны оба сочинения.
Композитор продолжает писать и в жанре хоровой музыки: десять концертов для двойного хора, трехголосная литургия, патриотические песни.
eyeye4yeyh
1796. Бортнянского назначают на должность управляющего Придворной певческой капеллой. Дмитрий Степанович получает чин коллежского советника, а через полгода — статского советника — это уже генеральский чин. Всю творческую жизнь композитора опекает книгоиздатель Брейткопф, благодаря ему произведения композитора и дошли до нас в полном объеме. Бортнянский выступает и как дирижер. При его непосредственном участии в России впервые были исполнены многие произведения Гайдна, Моцарта, Керубини, Бетховена.
1816. Бортнянский становится главным цензором издаваемых духовных произведений.
При его участии издаются сочинения Галуппи, Сарти, а также творения удивительного русского композитора Павла Турчанинова, сделавшего много блестящих переложений древних русских распевов, позднее забытого и почти не издаваемого.

Бортнянский очень любил свои хоровые концерты, особенно 33-й. Почувствовав приближающуюся кончину, он собрал Придворную капеллу и попросил спеть концерт «Отчего скорбишь, моя душа?».

1825. Жизненный путь Бортнянского, наполненный трудами и музыкой, окончился