Андрей Рябушкин

1861 — 1904

ret45ys5y5esy54e

Как известно, семья формирует миропонимание ребенка в раннем детстве. Андрей Рябушкин был воспитан в семье иконописцев. Надо ли удивляться тому, что, став взрослым и окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, художник всю свою творческую жизнь посвятил истории древней Руси, культуре, обрядам и традициям русского народа.

ys5eyt4etye4

Уже его первая ученическая работа — «Крестьянская свадьба» — была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.

tyud45y4545e

К концу XIX века высокий жанр исторической народной трагедии все больше уступал место историческим бытовым сюжетам. Рябушкин стал самым ярким представителем этого направления.

rtsy546y346yt

Художник отказался от заграничной командировки и объехал один за другим старые русские города: Ярославль, Ростов Великий, Псков, Новгород… Собирал пословицы, народные песни, зарисовывал древние фрески, много писал сам.
Какое-то время Рябушкин состоял в рядах передвижников, но постепенно отошел от них. Примкнул было к «мирискусникам», но и среди них не нашел своего места. Так и остался сам по себе.
df45esty34t4w3
Наиболее яркими работами Рябушкина, получившими безусловное всеобщее признание, являются «Московская улица XVII века», «Семья купца XVII века».
ytd54eyte45t3
Опираясь на традиции русского народного творчества, художник вырабатывает собственный, неповторимый почерк. Яркие, чистые цвета. Органичное созвучие синего, красного и зеленого в палитре художника. «Гармоничная цветистость» — так характеризовали его колоритные работы беспристрастные критики.
hy54st43tw3rt
«Московские женщины XVII столетия в церкви» на всех выставках единодушно признавалась самой яркой и красочной картиной в русской живописи того времени.
trs4etyw34t4
Разумеется, художник не ограничивался только написанием полотен из жизни старой Руси. Сохранилось множество эскизов, набросков и законченных полотен из жизни современной ему деревни. Но и в этих случаях он намеренно идеализировал изображаемое, демонстративно «не замечал» драматизма, а порой и трагизма жизни русского крестьянина. Праздники, хороводы, ярмарки — вот темы, которые привлекали художника, будили его фантазию.
tyu54eye3t3
Можно ли осуждать художника за такой выбор? Разумеется, нет. Так же как в музыке сосуществуют городской романс и многотемные симфонии, так и в живописи есть место и эпохальному историческому полотну, и бытовой жанровой сценке. Из той же истории.