Алексей Саврасов

1830 — 1897

fyh5rhjrju54r

В конце 90-х годов XIX века ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества часто могли видеть у дверей оборванного старика нищего.
 — Подайте бывшему профессору… — опустив глаза, бормотал он.

Кто-то подавал, большинство пробегало мимо, считая старика наглым самозванцем. И лишь немногие из старых преподавателей училища с трудом узнавали в нищем автора нашумевшего в свое время полотна «Грачи прилетели». Судьба подчас чудовищно несправедлива к одаренным людям.
А ведь, кажется, совсем недавно…
Весна 1871 года. Первая выставка Товарищества художников. Успех оглушительный. Полотна Василия Перова, Ивана Крамского, Николая Ге вызывали у посетителей яростные споры. Только одна картина заставляла зрителей долго стоять перед ней в неподвижности и уходить с выставки в глубокой задумчивости. Это было полотно «Грачи прилетели».
trrj5d54rur45
Один из наиболее чутких ценителей живописи предельно точно определил то чувство, которое испытывает каждый, глядя на незаурядное творение Саврасова. Это чувство Родины.
Есть в картине что-то такое, что трудно высказать словами. При взгляде на нее возникает чувство, в котором одновременно и радость, и печаль, и улыбка, и долгое раздумье. Подобное чувство бывает у каждого именно ранней весной, когда еще не растаял снег, еще не набухли почки на деревьях, еще не слепит яркое солнце, а воздух сырой и промозглый. Но уже явно чувствуется: весна! Пробуждается жизнь! Вон и птицы начинают обустраивать свои гнезда.
У каждого из нас свои воспоминания детства, своя малая Родина.
trs5y54ujes45y43
У многих в памяти не осталось никаких церквушек или березок с грачами. И тем не менее большинство из нас, глядя на незатейливый сюжет картины Саврасова, испытывает одно и то же чувство — любовь к родной природе, родной земле. Загадка?
Иван Крамской сказал об этой картине и ее авторе, что у других художников тоже «есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».